Звук…

Ну, вот нравится мне слушать музыку и все, а если еще хорошую и на хорошей акустике…

Началось все с того, что захотелось мне ее приобрести. Но после изучения всех особенностей данного продукта, а также рынка, пришел к выводу, что на хорошую акустику я насобираю к 2010 году… А если рассматривать компьютерную акустику… Ее вообще лучше не рассматривать… Она так и называется – КОМПЬЮТЕРНАЯ. Вот здесь многие меня могут не понять. Я не говорю, что вся компьютерная акустика плохая, я имею в виду  – хорошая не может быть компьютерной! Если интересно почему, то стоит почитать дальше.

Начнем с Hi-Fi. Что это и как это? А все очень просто: "высокая верность". Какие же цифры скрываются за этими словами? Здесь представлены Вашему вниманию технические характеристики звуковой аппаратуры класса Hi-Fi согласно стандарту DIN 45000, а именно все параметры указываются согласно данному стандарту.

 

Тюнеры

Усилители

Акустические системы

Полоса частот, Гц

40-12500

40-16000 (+/- 1,5 дБ) - линейный вход, 40-16000 (+/- 2 дБ) - корректор

100-4000 (+/- 4 дБ), 50-12500 (+4/-8 дБ)

Коэффициент нелинейных искажений

<=2% при 1 кГц, 40 кГц девиация

<=1% в полосе 40-12500 Гц

3% в полосе 250-1000 Гц, <1% на 2000 Гц

Коэффициент интермодуляционных искажений

 

3% с2 в полосе 250-8000 Гц (при снижении мощности на краях полосы на 50%)

 

Различие параметров каналов

<=3 дБ в полосе 250-6300 Гц

<=3 дБ в полосе 250-6300 Гц

 

Переходные помехи

>=26 дБ при 250-6300 Гц, >=15 дБ при 6300-12500 Гц

>40 дБ при 1000 Гц, >30 дБ при 250-10000 Гц

 

Относительный уровень шума с частотным взвешиванием

>=54 дБ

 

 

Согласно таблице один производитель может указывать мощность усилителя при искажениях 1%, а другой при 0,1%. И оба «попадут» в данный стандарт, но очевидно что у второго мощность при 1% будет значительно выше… Это так, к слову, пища для размышлений. Речь не об этом.

Мне всегда нравилось здоровое чувство юмора у производителей компьютерной акустики. Частотный диапазон 20-20000Гц и мощность пару сотен ватт. Ну, не могут их динамики воспроизвести такой диапазон! Дифузорный высокочастотник играет максимум до 16000 без сужения панорамы. А сабвуферы? Частота 20Гц там есть, но она находится на уровне звукового давления в 100 раз меньшем, чем середина частотного диапазона. Про фильтры в колонках я вообще молчу (один электролит и все, хотя иногда этого бывает достаточно). К хорошей эту акустику не отнесешь, по моему, старая советская акустика на порядок выше классом. Вот для того, чтобы подтвердить все цифрами, представляю некоторые характеристики двух систем 2.1:

Модель

HighPower E-190II

Sven(F&D) SPS-800G

Мощность

15+2х5Вт

18+2х10Вт

Динамики, дюйм

Сабвуфер

5,25

125мм

Сателлиты

3сч+1вч

3сч+1вч

Диапазон воспроизводимых частот

Сабвуфер

40-130Гц

20-150Гц

Сателлиты

130-20000Гц

125-20000Гц

Искажения (THD)

ок 1%

-

Отношение сигнал шум, дБ

-

75

Взаимопроникновение каналов, дБ

-

45

Стоимость, у.е.

40

45

А ниже были приведены реально измеренные АЧХ данных систем. Из них было видно, что по уровню -3дБ диапазон воспроизводимых частот:

Модель

HighPower E-190II

Sven(F&D) SPS-800G

Диапазон воспроизводимых частот

Сабвуфер

57-170Гц

62-130Гц

Сателлиты

200-15000Гц

170-14000Гц

Стоит отметить, что у обеих систем есть здоровенный «горб» в АЧХ на частотах 2-3 кГц, а это сильно скажется на восприятии, т.к. данный диапазон попадает в область наибольшей чувствительности уха. За эти же деньги можно купить те же S-30b и усилитель…

Что ж, настало время посмотреть, что можно сделать. Сначала рассмотрим колонки и сабвуфер, а затем перейдем к усилителю… Сразу говорю, есть конечно и неплохие компьютерные колонки, но стоят они дорого (300 у.е.). Есть еще у них один минус – они почти все активные, а это затрудняет замену, например, усилителя. Приходится все вместе менять.

Еще сейчас в моде 5.1 системы, т.к. они позволяют полноценно просматривать DVD фильмы. Я подумал и решил, что и мне неплохо было бы иметь в распоряжении систему такого же формата. Оговорюсь заранее, Цены указаны с учетом затрат на модернизацию и доработку. Секретами доработки поделюсь, хотя это не секрет про доработку написано очень много.

Фронт(25 у.е.): Переделанные и доработанные S-30b

Количество полос – 2 (фильтр 2-го порядка, частота среза 5000Гц)

Динамические головки: 25ГДН-1-8-80

                                          6ГДВ-1-16(Пластиковый купол)

Диапазон эффективно воспроизводимых частот (-5 дБ) – 50-20000

Мощность (RMS) – 30Вт  

Мощность муз. – 60Вт

SPL – 85 дБ  (1Вт/1м)

Номинальное сопротивление – 8Ом

Центр(10 у.е.): Переделанная и доработанная S-30 (фото 93кб)

Количество полос – 2 (фильтр 2-го порядка, частота среза 5000Гц)

Динамические головки: 25ГДН-1-4

                                          6ГДВ-1-16(Шелковый купол)

Диапазон эффективно воспроизводимых частот (-5 дБ) – 50-18000

Мощность (RMS) – 30Вт

Мощность муз. – 60Вт

SPL – 84 дБ  (1Вт/1м)

Номинальное сопротивление – 4Ом

 

Тыл(20 у.е.): АС собственного производства (фото 47кб или 108кб)

Количество полос – 2 (фильтр 2-го порядка, частота среза 7000Гц)

Динамические головки: 10ГДШ-1-4

                                          Kenwood(Пластиковый купол с мет. напылением )

Диапазон эффективно воспроизводимых частот (-3 дБ) – 60-20000

Мощность (RMS) – 15Вт

Мощность муз. – 30Вт

SPL – 90 дБ  (1Вт/1м)

Номинальное сопротивление – 4Ом

Сабвуфер (50 у.е.): Сабвуфер собственного изготовления (пассивный, без фильтра)

Закрытый ящик 90л, диаметр 30см(12” против динамика 5,5” у Sven sps800g)

Динамическая головка: AudioTech LH1230

Диапазон  эффективно воспроизводимых частот (-3дБ!!!) – 38-2000Гц (звуковой картой срезается 100Гц)

Мощность (RMS) – 65ВТ  

Мощность муз. – 125Вт

Максимальная мощность – 250Вт

SPL – 90 дБ  (1Вт/1м)

Номинальное сопротивление – 8Ом

Параметры, так себе, но 5.1 за 105 у.е. А если учесть параметры, то аналогичная система от Sony стоила бы в разы дороже. Внешний вид колонок изменен до неузнаваемости и не похож на «самопал». Единственная вещь, которая портит картину – это сабвуфер. Его мне пришлось переделать, внешнюю отделку еще не закончил.

Все хорошо, но нет усилителя! Не беда, ведь при современной элементной базе его можно собрать самому. Есть решения на интегральных микросхемах, которые нуждаются в минимальном числе пассивных элементов, а схемы включения доступны неопытному в этом деле человеку. Например, микросхема TDA1552q при 5 конденсаторах и одном сопротивлении позволяет собрать усилитель 2x22W (THD 10%) при питании от 12 вольт (данный усилитель с легкостью раскачивает акустику типа s-30). Единственный минус – не очень хорошие остальные характеристики (качество звучания). Но микросхем очень много, и найти подходящую не составит труда.

В свое время я изучил много литературы об усилителях и всему, что с ними связано.

Вывод: LM3886 и TDA7293 по соотношению цена/качество/мощность лучшие интегральные усилители на сегодня!

Вот и решил я собрать усилитель 5.1 на lm3886. Много литературы и форумов перечитал. Пришел к выводу: 5 каналов по схеме «с поддержанием нуля на выходе» (нет проходных электролитических конденсаторов) + мостовая схема для сабвуфера.

Схема одного из 5 каналов:

 

Мостовая схема:

Вот характеристики самих ОУ:

Класс усилителя - АВ

Выходная мощность:

 

Пиковая выходная мощность  4 Ом - 135 Вт

Мостовая схема 8Ом – 200 Вт

 

Выходное сопротивление – менее 0,1 Ом

Быстродействие – 19 В/мкс

Коэффициент нелинейных искажений  (THD) 1кГц 60Вт 4Ом – 0,03%

Коэффициент нелинейных искажений  (THD) 1кГц 30Вт 8Ом – 0,03%

Мостовая схема 8Ом 1кГц 100Вт – 0,005

Соотношение сигнал/шум - >90 дБ

Собственные шумы – 2 мкВ

 

К примеру вот характеристики самых распространенных в компьютерных системах ОУ TDA 2030А (Если есть в маркировке микросхемы «2030», то это ее аналоги):

Класс усилителя - АВ

Выходная мощность при 0,5% THD 4ОМ -  14 Вт

Выходная мощность при 10% THD 4ОМ -  18 Вт

Выходная мощность при 0,5% THD 8ОМ -  9 Вт

Выходная мощность при 10% THD 8ОМ -  11 Вт

Пиковая выходная мощность  4 Ом - 30 Вт

Быстродействие – <8 В/мкс

Коэффициент нелинейных искажений  (THD) 12Вт 4Ом – 0,2%

Коэффициент нелинейных искажений  (THD) 8Вт 8Ом – 0,1%

Соотношение сигнал/шум - 80 дБ

Собственные шумы – 3 мкВ

 

Примерная стоимость моего усилителя = 125 у.е. Фотки: спереди(93кб) и сзади(110кб)

То есть вся система оценивается примерно в 230 у.е. Дороговато получается, но вы столько же отдадите за ресивер начального уровня Sony 5 по 50 или за пару напольных колонок..

На сегодняшний день усилитель уже собран и протестирован в самых жестких условиях. Кроме незначительного перегрева при максимальной выходной мощности в течение нескольких часов проблем нет (у усилителя пассивное охлаждение). Подробнее об усилителе. Металлический корпус с 2 радиаторами вместо боковых стенок покрашен в черный цвет. Сзади еще один радиатор (он и перегревался, т.к. на нем усилитель для сабвуфера). Тороидальный трансформатор диаметром 14см и высотой 8см + ультрабыстрые диоды + 30000мкФ в каждое плечо – это блок питания. Мостовая схема отдает без проблем 4,5А в эквивалент нагрузки 8Ом (4,5*4,5*8=160Вт - именно так нужно считать выходную мощность, но это мощность без учета искажений)! В общем – зверюга!

Стоит еще поговорить об источнике сигнала. Если это компьютер, то встроенная звуковая карта не подойдет, т.к. она испортит ваши старания. Ее характеристики далеки от Hi-Fi. В качестве источника у меня Creative SBLive 5.1, а раньше Realtek AC97. Прослушивание данной системы на Realtek полностью подтверждает ущербность последней. Особенно  «уставший» - сабвуферный канал. После включения сабвуфера через SBLive, он стал разносить квартиру! Если прибавить мощи, вибрирует все в комнате, и в соседней комнате (кухня) дрожит стекло в балконной двери и конфорки на плите! Но это так баловство, если просто слушать музыку, то все звучит прилично…


 

Вот доказательство ущербности Realtek AC97 для тех, кто понимает:

Realtek AC97 Audio

Тест программы Sound Card Analyzer

Тестируемая цепь: Line Out - Line In external loop
Режим работы: 44100 Hz, 16 bits

Общие результаты

 

 

 

У Realtek

У хорошего источника

Частотная характеристика (от 20 Гц до 20 кГц):

-20.64, +0.31 dB

-0.5,    +0.1 dB

Уровень шума:

-79.4 dB (A)

-90dB

Динамический диапазон:

-67.5 dB

-90dB

Нелин. искажения + шум:

0.077 %

0.005%

Взаимопроникновение каналов:

-77.3 dB

-90dB

 

Частотная характеристика

Spectrum graph

Диапазон частот

Неравномерность

От 20 Гц до 20 кГц

-20.64, +0.31 dB

От 40 Гц до 15 кГц

-1.15, +0.31 dB

 



Уровень шума

Spectrum graph

Параметр

Левый

Правый

Мощность RMS:

-72.0 dB

-73.0 dB

Мощность RMS (A-взвеш.):

-79.4 dB

-79.4 dB

Пиковый уровень:

-61.1 dB FS

-62.1 dB FS

Смещение DC:

1.96 %

1.16 %

Динамический диапазон

Spectrum graph

 

Параметр

Левый

Правый

Динамический диапазон:

-67.5 dB

-67.9 dB

Динамич. диапазон (A-взвеш.):

-75.5 dB

-75.5 dB

Смещение DC:

1.96 %

1.16 %

Нелинейные искажения + шум (при уровне -3 дБ)

Spectrum graph

Параметр

Левый

Правый

КНИ:

0.039 %

0.039 %

КНИ + шум:

0.077 %

0.074 %

КНИ + шум (A-взвеш.):

0.066 %

0.068 %

Взаимопроникновение стереоканалов

Spectrum graph

Параметр

Лев.←Пр.

Лев.→Пр.

Проникновение на 100 Гц:

-64.5 dB

-64.5 dB

Проникновение на 1 кГц:

-77.3 dB

-82.0 dB

Проникновение на 10 кГц:

-71.3 dB

-73.6 dB

 

Hosted by uCoz